"LIGHT AND STYLE" Genrih GATSURA - Encyclopedia of lighting! >>
Купить книги
без торговой наценки >>
Книги Генрих Гацура Антикварная мебель, стили, интерьеры, дизайн
Издательско-книготорговая компания "АРТ-Корона"
Книги Стили Интерьеры История Мебель Эклектика Конъ Тонет Россия Китай
Модерн
   
 
История освещения
Словарь осветительных приборов

На основе материала энциклопедии Генриха Гацура "СВЕТ и СТИЛИ"
История освещения и осветительных приборов.
Стили. Интерьеры. Светильники. Книги. Литература. Информация. Энциклопедия. Термины.
Масло Свечи Газ Керосин Электричество
Стили
Церковь Советский Союз Третий Рейх Реклама
Словарь Мастера Инструмент Фонари

Фурнитура


Словарь осветительных приборов
Все об осветительных приборах, масляных, газовых и керосиновых лампах, свечах и электрических светильниках.


Абажур (фр. abat-jour) - часть осветительного прибора. Предназначен для защиты глаз от воздействия прямого света и создания требуемой освещённости путём его отражения, поглощения или рассеивания. Впервые появился во Франции в конце 18 века. Вначале использовался в настольных масляных лампах, затем в люстрах, торшерах. Абажуры изготавливали из металла, ткани, стекла, бумаги, картона, пластмассы, кожи. Форма его может быть самая разная: цилиндр, конус, параболоид, шар, параллелепипед. При изготовлении используются разные техники: вышивка, бисероплетение, макраме. В качестве украшений используются оборки, бахрома, бисер, стеклянные трубочки. Абажуродержатели - предназначены для поддержки абажуров, изготавливаются из разных материалов; их выбирают, с учетом конструкции, формы абажура и материала, из которого он сделан.
Абура-акаго - огненный призрак, согласно японской легенде, сосущий масло из лампы или фонаря андон.
Адам, Роберт (Robert Adam, 1728-1792) - известный шотландский архитектор и градостроитель, старший из четырех братьев. В 1754-1758 гг. Адам во Франции и в Италии изучал античное искусство и архитектуру. После обучения возвратился в Англию, где вскоре стал одним из ведущих архитекторов. В 1762 назначен придворным архитектором Георга III. Умер 3 марта 1792 в Лондоне.
Акант, аканф, (лат. acanthus) - 1) травянистое растение средиземноморского побережья, "медвежья лапа"; 2) стилизованное изображение листьев этого растения, является одним из самых широко распространенных мотивов декора в античном искусстве, впервые встречается в декоративном искусстве этрусков, затем заимствован греками, римлянами и византийцами. Различают греческий акант (acanthus spinosus - акант колючий) и римский (acanthus mollis - акант мягкий) с более плавным рисунком листьев. Использовался в 19 в. в декоре ламп.
Акатётин - японский красный фонарь, вывешивается у идзакая, места, где можно посидеть и выпить.
Аккумуляторная батарея, аккумулятор - служит источником питания фонарей, ламп, аварийного освещения и т.д. Аккумуляторы бывают: свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные и т.д.
Алмазная грань - 1). способ обработки поверхности изделий из хрусталя и стекла путем
огранки в виде клиновидных надрезов, пересекающихся между собой. 2). Декор стали, впервые примененный тульскими мастерами.
Алпак (alpak) - сплав, используется для литья художественных изделий, в т.ч. осветительных приборов.
Альберт, Шере (Albert Cheuret, 1884-1966) - скульптор, мастер по металлу и дизайнер, один из ярких представителей Ар Деко. Обучался у Жака Перрена и Жоржа Лемер. Использовал для изготовления и украшения светильников резной алебастр и натуралистические темы: птиц, цветы.
Альтдойч (нем. старый немецкий) - эклектичный художественный стиль в мебели и предметах интерьера последней трети 19 века.
Американская призма (американка) - хрустальная призма изрезанной формы с пикой на конце. Элемент декора стеклянных, хрустальных люстр. Вошла в употребление в 70-х годах 19 века.
Ампель (устар.) - обычно нечто подвесное - светильник, паникадило, люстра.
Ампир (1799-1815) - имперский стиль эпохи Наполеона Бонапарта, плод совместного творчества императорских архитекторов Персье, Фонтена (Лафонтена) и придворного живописца Жака-Луи Давида (1748-1825). В 1801 году Персье и Фонтен издали альбом "Recueil de decorations interieures" ("Сборник внутренних убранств") и этот год стал точкой отсчета имперского стиля Ампир для зарубежных художников и архитекторов. Высшей точкой его развития во Франции стало повторное издание в 1812 году книги "Собрание эскизов для украшения интерьера" Персье и Фонтена о возможности использования разных стилей всех времен и народов.
Андон (яп. идущий свет) - фонарь с бумажным абажуром на бамбуковом, металлическом или деревянном каркасе. Бумага защищает от ветра огонь, горящий в каменной или керамической масляной лампе с фитилем. Масло используется рапсовое или сардиновое, фитиль из хлопка. См. Японские фонари.
Арганда, аргана, аргандова, аргандная лампа - названия масляной лампы. Изобретена швейцарцем А. Аргандом в 1783 году. См. Арганд.
Ароматическая свеча - свеча для аромотерапии.
Аскос, аск (лат. askos) - сосуд для хранения масел, с носиком для заправки масляных ламп. Древнегреческие аскосы чаще всего изготавливались из глины и украшались фигурной росписью, как вазы. Римские аскосы изготавливались также из стекла. Существуют формы аскосов и с двумя носиками.
.................
стр. 477 - 526. Более тысячи терминов.
..................
Торо - см. Японские фонари.
Торшер
(фр. torch - факел, torchere - высокий канделябр, подставка для факела) - напольный осветительный прибор. Получил распространение с эпохи ампира. Одноэлементный или многоэлементный напольный, передвижной или вмонтированный светильник, применяемый в жилых, общественных помещениях и на улице. В нём могут быть, как один источник света, так и несколько. Торшеры бывают, как с абажурами, так и без них. Широко применяются в дизайне интерьера для создания атмосферы уюта. В основном служат для создания дополнительного местного освещения, чаще всего его устанавливают у кресла или дивана. Могут совмещаться с полкой для мелких вещей, журнальным столиком, прикроватной тумбочкой и т.д. Уличный торшер поможет создать уют на веранде, лоджии и других зонах отдыха.
Тощая свеча
(поставная свеча) - напольное поликандило с высоким цилиндрическим основанием большого диаметра, обычно покрытым декоративной росписью.
Травяная свеча
- в степях и местах, где было мало леса, распространение получило освещение сорными тра вами. Чтобы сделать траву годной для освещения, ее срезали, затем мочили в реке, наподобие конопли. После того ее мяли, крутили жгутами и завертывали в тря пицы, иногда ее опускали в растопленое сало. После высыхания, трава становилась схожей со свечой. Верхний конец ее зажигали - трава горела, давая мерцающий, мутный свет. Особенно широко было распространено освещение травой в Полтавской и Воронежской губерниях.
Трактирка -
см. Призма.
Транспарант
(франц. transparent - прозрачный,просвечивающий) - настольный экран для подсвечника или экран лампы-миракля.
Трипод , дрейфус,
(трипос, штатив, треножник, тренога, таган) - изделие на трех ножках, служащее жертвенником, сосудом, светильником. Фигурные треножники из бронзы с жаровней для обогрева и освещения помещений изготавливали древние греки и римляне. Треножники часто служили подставками для светильников. Ритуальные бронзовые треножники были распространены во многих странах. В начале 19 века во Франции, в период стиля Ампир, в моду вошли треножники в качестве напольных светильников - торшеров. Их изготавлями по образцам римских и помпейских триподов, в так называемом "помпейском стиле".
Тюльпан - название абажура для газовых, керосиновых, электрических ламп в форме раскрытого или полураскрытого цветка тюльпана. См.Абажур.
Факел (нем. Fackel, лат. facula) - вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде. Простейшая форма факела - пучок берёсты или лучин из смолистых пород деревьев, связка соломы и т. п. Дальнейшим усовершенствованием является применение различных сортов смолы, воска и т. п. горючих веществ. Иногда эти вещества служат простой обмазкой для факельного остова (роль которого играет дерево, пучок пакли и т. п.). Факела использовались в древности при свадьбах, похоронах и др., торжествах, как, напр., в Греции - при праздниках Персефоны, Деметры и Афины. Были также исполняемые с факельные танцы при дворе Константина и многих средневековых дворах.
Факельный танец (Fackeltanz) - старинный церемониальный танец, ведущий свое начало от IV века. Музыка его применялась и на турнирах. В позднейшее время для шествий, связанных с придворными торжествами, композиторы писали музыку под этим названием, напр. Известный факельный танец, написанный Мейербером для торжеств при прусском дворе.
Фальшфейер (нем. Falsch - фальшивый, Feuer - огонь) - пиротехническое сигнальное устройство в виде картонной гильзы, наполненной горючим составом. Другие названия: факел-свечка, аварийная свечка, сигнальная шашка, контурная свеча, вспышка или свеча бедствия. Сигнальный фальшфейер обладает водостойким корпусом и собственным запальным устройством.
Фестоны - провисающие гирлянды из хрустальных подвесок, подвешенных за оба
конца, в осветительных приборах второй половины 18 - 19 вв.
Фитиль - светильня, элемент масляных, керосиновых ламп или свечей. Первоначально изготавливался из скрученных древесных, растительных или животных волокон. В 1782-1783 году Леже в Париже предложил заменить употреблявшуюся до него массивную крученую светильню на плоскую. В 1784 шведский ботаник Класс Альстремер, предложил лентообразно сотканный плоский фитиль.
Фитильные ножницы - См. Ножницы фитильные.
Флакон - элемент хрустального убора люстры или жирандоли "елизаветинского типа",
хрустальное украшение в виде граненого кубка.
Фламандская люстра - в 16 веке возник новый тип подвесного светильника, у которого рожки из латуни или бронзы располагались вокруг среднего стержня, заканчивающегося внизу шаром. Этот тип осветительного прибора особенно характерен был для Фландрии, почему и получил именование "фламандской люстры". В слегка измененном виде этот тип люстры широко использовался в северной Германии, скандинавских странах и России, где повсеместно употреблялся для освещения церквей и соборов.
Фонарь - переносной, комнатный, уличный светильник (свечной, масляный, керосиновый, газовый, электрический), в котором огонь защищен со всех сторон от сквозняков, ветра, снега и дождя слюдой, тонкой кожей, стеклом или стенками с небольшими отверстиями (жалюзи), непозволяю щими задуть огонь.

Фосфорные спички - изобретение 19-летнего французского химика Шарля Сориа. В 1830 году он изготовил спички, головки которых состояли из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея и загорались от трения. Спички были весьма огнеопасны, т.к. загорались даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твердую поверхность. К тому же были очень ядовиты и вредны для здоровья. Время горения головки также было мало. Изобретение фосфорно-серных спичек, головка которых изготавливалась в два этапа, позволило продлить время горения. Позднее удалось увеличить безопасность спичек, путем пропитки черенка спички фосфорнокислым аммонием, а сами спички получили название безопасные. В 1855 шведский химик Йохан Лундстрем нанёс красный фосфор на поверхность наждачной бумаги и им же заменил белый фосфор в составе головки спички. Такие спички легко зажигались и не причиняли вреда здоровью. Их стали называть шведскими.
Фотоген
(свет рождающий, или свет дающий) - минеральное масло для ламп 19 века; его получали при сухой перегонке бурого угля, а также озокерита. Впервые его получил в 1830 г. австрийский химик К. Рейхенбах путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного угля. Новый осветительный продукт, стали называть "фотоген". Предприниматель Селлиг из Франции применил в 1832 для этого сухую перегонку горючих сланцев. В странах Европы один за другим стали строиться фотогеновые заводы. На них перерабатывали дерево, торф, уголь, сланцы, асфальт. Получаемые продукты называли по-разному, некоторое время фотоген продавался даже под торговой маркой "Керосин". Однако скоро все эти названия отпали, и в мировой практике утвердилось для минерального и каменноугольного осветительного масла одно наименование - "фотоген". В 1850 году Вагенману из Германии удалось получить осветительное масло путем сухой перегонки бурых рейнских углей, он назвал более легкий продукт "фотогеном", а более тяжелый - "соляром" ("солнечным"). В России продукт под названием "фотоген" был представлен на выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году, где получил малую серебряную медаль.

Хорос - тип подвесного церковного светильника, паникадила, был распространен в Византии, затем появился в Древней Руси. Состоит из одного или нескольких обручей с поддоном на цепях. См. Паникадило.
Хрустальное стекло - стекло с высокой степенью прозрачности и белизны, независимо от его химического состава...
..................................
и т.д.
остальное в энциклопедии


ИСТОРИЯ ОСВЕТИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Генрих ГАЦУРА
СВЕТ и СТИЛИ
Энциклопедия
* * * * *
Свет и стили. Генрих Гацура.
ISBN 978-5-905233-05-0
2015-2016 гг.

* * * * *


GATSURA Genrih
LIGHT and STYLES
ENCYCLOPEDIA OF LIGHTING EQUIPMENT

A full story of lamps, their types, styles, arrangement in the interior, accessories, lampshades, ceiling light shades, decor and original components. Dictionary of illuminants.

* * *

ЛУЧШАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СТИЛЕЙ в ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ.
Аналога в России не издавалось.

Заказ энциклопедии: +7 916 0552494, Москва, е-mail:3g@list.ru


Купить книги в Москве без торговой наценки у издателя >>
8 916 055 2494 , Москва (самовывоз).
Москва. E-mail: 3g@list.ru

Купить книги Генриха Гацура "История мебели и интерьеров" в центре Москвы можно:
в Торговом Доме «БИБЛИО-ГЛОБУС»
Тел.: 8(495) 781-1900; 8(495) 781-1925
Адрес: Москва, Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1.
Метро: "Лубянка", "Кузнецкий мост", "Китай-город".
-------------------
Книжной Лавке писателей на Кузнецком мосту.
Москва, ул. Кузнецкий мост, 18/7, стр. 1. Метро: Кузнецкий мост.
Часы работы: 10-20, суб., воскр. 12-19.
Тел.: +7 495 624-46-45

* * *

В Санкт-Петербурге и Москве можно купить, заказать пересылку в любой район
в специализированном Интернет-магазине

Пролистать книгу


 
ФИРМЫ Реклама в изданиях САЛОНЫ

Музей Мебели

Вверх
Купить
книгу >>>
Книги Генрих Гацура Антикварная мебель, стили, интерьеры, дизайн
Издательско-книготорговая компания "АРТ-Корона"

GGG

Rambler's Top100 Rambler's Top100