Новые энциклопедии "Все в одной книге":
"Мебель. Русская коллекция"
, "Двери и стили" и "Свет и стили"
Купить книги
без наценки >>
Книги Генрих Гацура Антикварная мебель, стили, интерьеры, дизайн
Мебельные стили
English version

 

 

Новый адрес сайта "Музей мебели"
http://www.muzmebeli.ru

Советский
МУЗЕЙ МЕБЕЛИ

История Московских мебельных музеев, мебельного искусства и интерьеров

Музей ГиршманаСоветский музейМузей на ТаганкеЭкспонаты музеяКниги о мебели
Мебельные стилиИстория мебелиМебель МодернаМебель ЭклектикиМебель Тонета
Мебель России 1Мебель России 2Мебель ЕвропыМебель Китая

Мебель Кона

Таблица стилейМастера и фирмыСловарь терминовИнтерьерыМебель
История мебели Мебельная фурнитураМебельные чертежи Мебельная реклама Реклама в изданиях
Осветительные приборы из Советского музея мебели >>
Продажа антикварной мебели на сайте >>>

Музеи мебели в Москве

ВТОРОЙ МУЗЕЙ
СОВЕТСКИЙ МУЗЕЙ МЕБЕЛИ
Первый государственный Музей мебели

29 октября 1919 года в особняке коллекционера В.О. Гиршмана у Красных ворот, в Мясницком проезде 6, открыли Первый государственный Музей мебели.Первым директором музея назначили А.И. Батенина. Основой музея послужила частная коллекция мебели В.О. Гиршмана. Это была исключительная по качеству коллекция мебели, одной мебели эпохи Петра I насчитывалось 28 предметов, эпоха Павла I - 86 предметов, Эпоха Александра I - 92 предмета Росси. Однако музею в особняке у Красных ворот было тесно, и уже в мае 1920 года коллекцию перевезли в Александринский дворец в Нескучном саду, где к ней добавили предметы из других частных собраний и дворцов.
Экспозиция Музея мебели в Александринском дворце открылась 2 мая 1921 года (ниже справка о дворце). Здесь было представлено около полутора тысяч предметов, которые экспонировались в тридцати двух залах. В собрании музея поступают собрания Боткиных, Гагариных, Щербаковых и т.д. На основе Музея мебели Наркомпрос планировал организовать Центральный музей декоративных искусств, поэтому в его коллекции было собрано немало произведений декоративно-прикладного искусства - жирандолей, бра, канделябров, подсвечников, зеркал (в том числе венецианской работы XVIII в.), фарфоровых и хрустальных ваз, декоративных тканей, вышивок. Вместе с мебелью экспонировались часы в драгоценных футлярах, живопись, гравюры, другие предметы прикладного искусства...
В июле 1924 года в Москве создается Объединенный музей декоративного искусства в ведении Наркомпроса, в который наряду с Оружейной палатой и Памятниками Кремля, в качестве филиалов входят и созданные в начале 20-х годов Музей мебели, Музей фарфора и Музей игрушек. Хотя объединенный музей и имел общее делопроизводство, финансирование и общий Ученый совет, на котором рассматривались и принимались решения по основным проблемам работы музеев, организация совместной работы филиалов была крайне затруднительна, ведь каждый из музеев не только имел свою специфику, да еще и сохранил прежнее руководство. Во всей этой неразберихе лишь Музею мебели удалось отстоять некую хозяйственную самостоятельность. Все это вместе, плюс непрекращающаяся политика массовых антикварных распродаж и вульгаризация научно-экспозиционной работы, требовали колоссального напряжения сил от сотрудников музея, пытавшихся сохранить наиболее ценные экспонаты.
В книге Ильфа и Петрова "Двеннадцать стульев" выведено описание этого музея мебели. На страничке сайта вы можете увидеть предметы из Первого государственного Музея мебели, фото дворца, обложку и страничку из "Иллюстрированного каталога первого Музея мебели", Москва, 1925 г.
Искусствоведы отмечали, что "развернутый после революции в Александринском дворце Нескучного сада Музей мебели, является выдающимся в европейском масштабе художественным хранилищем. Музей не только показывает эволюцию русских мебельных форм, но дает также на западноевропейских примерах картину развития форм предметов декоративного искусства, назначенного для убранства комнат. Собранные здесь экспонаты из дворцов, усадеб и частных собраний, нередко дают образчики исключительного мастерства и совершенства".
Но несмотря на столь лестную характеристику специалистов, в 1926 году московский Музей мебели ликвидировали. Советской Власти красота была ни к чему. Части уникальной коллекции повезло и ее распределили по музеям. Что-то из предметов попало в отдел дерева Исторического музея, работы западноевропейских мебельных мастеров - в Музей изящных искусств. Часть коллекции распродали через антикварные аукционы. Остальное передали в культурно-просветительные организации и государственные учреждения, но уже не как произведения искусства, а как обычную мебель. Растущие как на дрожжах госучреждения требовали большого количества шкафов, столов и стульев, с производством которых не могли справиться национализированные мебельные предприятия. Век Объединенного музея декоративного искусства в ведении Наркомпроса тоже оказался недолговечным, его реорганизовали в июле 1929 года.

Интерьер Музея мебели. Конец 1920-х годов. Акварель Н.И. Нестерова (1883–1951).

Из статьи о Музее мебели Генриха Гацура для книги "Мебельные стили", 1999-2008 гг.


История ансамбля Александринского дворца
Из книги "Памятники архитектуры Москвы"

Ансамбль объединен в 1826-1842гг. в результате покупки Дворцовым ведомством трех уже сложившихся к этому времени усадеб с самостоятельными парками. Наиболее ранняя из них, "Нескучное", в южном конце ансамбля, у самой заставы, создана до 1753г. для князя Н.Ю.Трубецкого предположительно Д.В.Ухтомским. От нее сохранились лишь фрагменты планировки парка и поставленный над обрывом оврага кирпичный с белокаменными деталями Охотничий домик - сложный барочный объем с куполом и террасой. В середине XVIIIв. возникла усадьба в северной части территории, созданная П.А.Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем. В 1756г. был выстроен главный дом - П-образные в плане палаты. Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями. Рядом с Демидовской усадьбой существовало большое владение фабриканта Ф.И.Серикова, в 1786г. его южная часть перешла к Ф.Г.Орлову. После смерти Демидова его владение и владение Серикова приобрели Вяземские, а через семь лет - Ф.Г.Орлов. В 1796г. после его смерти всю территорию унаследовала малолетняя дочь его брата, А.Г.Орлова-Чесменского. Главным домом стали палаты Демидова, перестроенные в 1804г. в несколько измельченных формах зрелого классицизма. Своеобразен портик на центральном ризалите главного фасада: четыре пары коринфских колонн несут декоративную стенку, прорезанную арками, в которые выходят окна третьего этажа. Перед плоскими боковыми ризалитами помещены сильно выступающие полуциркулярные балконы на невысоких колонках. Между задними ризалитами встроен новый объем, перед которым расположен балкон на полуколонках. Интерьеры были заново отделаны и богато украшены росписью в 1826г., когда при коронации Николая I здесь жила царская семья. Дом фланкируют двухэтажные флигели, полностью сохранившие классическую обработку фасадов. В 1817г. двор получил существующую полукруглую форму с центральным въездом с улицы. На въезде были установлены существующие пилоны с аллегорическими скульптурными группами, держащими рога изобилия, наполненные плодами. Очень представительный ансамбль небольших зданий сложился на месте двора Ф.И.Серикова, включив некоторые его постройки. В пейзажном парке было разбросано несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Летний, или Чайный домик выстроен между 1804-1806гг. на основе более раннего на крутом берегу Москвы-реки. Легкость здания создается глубокой креповкой объема, окруженного коринфскими колоннами, несущими балкон второго этажа. Пластику обогащают сильно выступающие пилястры на углах главного объема и ризалитов. На площадке перед домом стоят более поздние чугунные вазы для цветов. В глубине оврага, над прудом поставлен Ванный домик. Это павильон характерного классического типа с высоким куполом и круглой террасой, в передней части террасы купол опирается на тосканские колонны. Широкая полукруглая лестница, окружающая террасу, спускается к воде. В 1832г. А.А.Орлова продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. Она была названа Нескучным садом. Главным домом стал дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени жены Николая I, для которой устраивалась усадьба. Основные перестройки и новые сооружения были выполнены по проектам И.В.Тюрина в 1833-1836гг. В 1836г. на парадном дворе выстроена гауптвахта взамен первоначальной деревянной. Массивные тосканские колонны, широкий фриз придают монументальность этому небольшому зданию. Особый ансамбль образуют перестроенные Тюриным служебные здания бывшего двора Серикова. Наиболее торжественно решено ближайшее к дворцу здание манежа с рустованными фасадами и сплошными рядами крупных арочных композиций окон, освещающих высокий зал. Ныне здание Александринского дворца занимает Российская Академия наук. В центре парадного двора установлен фонтан работы скульптора И.П.Витали (1834г.), перенесенный с площади Дзержинского в 1930-х гг.

* * *

Новый музей


Первый государственный Музей мебели.
Александринский дворц в "Нескучном". Фото 1925 -27 гг.


Осветительные приборы из Советского музея мебели

Музей мебели
Иллюстрированный каталог первого Музея мебели.
Москва, 1925 г.

История мебели

Музей мебели
Страница из иллюстрированного каталога Музея мебели.
Москва, 1925 г.

История мебели

Музей мебели
Стул. 17-18 вв. ГИМ. Поступление из государственного Музея мебели в 1927 г.

Новый музей

Музей мебели
Стул. 17-18 вв. ГИМ. Поступление из государственного
Музея мебели в 1927 г.


Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

Ссылки

Баннер Музея Мебели

Вверх

МЕБЕЛЬНЫЕ ФИРМЫМЕБЕЛЬНЫЕ САЛОНЫ
Салоны Эпоха
Книги Генрих Гацура Антикварная мебель, стили, интерьеры, дизайн
Издательско-книготорговая компания "АРТ-Корона"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз
образовательных сайтов GGG